Икона

Икона

ИКО́НА (от греч. ειχών) — священное изображение, видимый чувственный символ невидимого священного первообраза — "горнего мира". И. символич. воплощает образ Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого или какого-либо события из Священной истории (напр., Благовещения, Рождества Христова) и житий святых.

Определение сущности почитания И. было итогом длительных дискуссий и борьбы вокруг догматич. проблем, связанных с культом И., и окончательно оформилось в 8—9 вв. в византийской теории образа. Считается, что первые И. появились в 4 в., однако самые ранние из дошедших до нашего времени созданы в 6 в. в Византии. Но в 730 византийский имп. Лев III запретил культ икон; в основе иконоборчества лежали библейские запреты творения и почитания кумиров. Несмотря на преследования, иконопочитание не прекратилось, и в 787 на 7-м Вселенском соборе в Никее было восстановлено.

Принципы и худож. средства создания И., формируясь в течение веков, утвердились в кач-ве канонич. норм. В соответствии с ними целью И. является — изобразить истинную реальность мира. Время и пространство в И. выражают представление о безграничной идеальной протяженности. Поэтому предметы в пространстве ср.-век. И. давались в обратной перспективе, к-рая предполагает наличие неск. точек зрения, а само пространство обозначалось золотым или серебряным фоном, символизировавшим наполнявший его Божественный свет. Символизация цвета и света также служила воплощению извечного, постоянного, "вечной сущности явлений" (подробнее см. Иконопись).

В узком смысле под И. понимают только священное изображение, исполненное на доске, помещаемое в киот или иконостас, или, несколько шире, также исполненное на холсте. Но в действительности сущность И. определяется отношением к ней как к священному изображению и не зависит от техники и материала, в к-рых она изготовлена. И. создавались и создаются в разных техниках: мозаикой, литьем (преимуществ. бронзовым), резьбой по камню, кости, дереву, написанием красками (темперой или масляными) на дереве, холсте (И., написанные на поверхности пропитанной специальным составом и сложенной несколько раз ткани, назывались в Др. Руси полотенцами), штукатурке (обычно водяными красками в технике фрески), тканьем, вышивкой, в т. ч. бисером, в технике эмали. Каноничны в И. композиция, связанная с передачей пространства и времени, цвет и свет, атрибуты святых — но не материал. Все они могут являться священными изображениями, имеют одинаковое содержание, назначение, иконографич. канон, их создавали часто одни и те же мастера. Распространенное разграничение фресок и И. как "монументальной живописи" и "станковой" является необоснованным перенесением на иск-во И. совершенно чуждых ему категорий, выработанных для описания иск-ва нового времени. Более того, до появления высокого иконостаса (сформировавшегося в рус. храмах на рубеже 14—15 вв. и в православных храмах других народов) основной тип И. — именно стенные росписи и мозаики; напр., в системе византийского храма важнейшее место занимали стенные И. алтарных апсид. Так же неправомерно распространенное исключение из понятия И. мозаичных образов, основанное на совершенно неадекватном подходе с т. з. материала. Иконами являются даже резные скульптуры, традиционно (наряду с живописными И.) принятые рус. православной церковью для изображения св. великомученика Георгия, св. Николая, св. мученицы Параскевы, св. преподобного Нила Столбенского. Различие материалов и связанных с ними техник имеет преходящий характер, обусловленный общим развитием иск-в, природными и технич. возможностями и условиями функционирования И., хотя отдельные виды, более привычные и распространенные, могут традиционно начать считаться более каноничными. Также сущность И. не зависит от ее местонахождения: И. может находиться в храме, в том числе в его иконостасе, на стене или в ином постоянном или переменном месте. Напр., т. н. аналойные И., писанные с двух сторон на загрунтованном полотне (отсюда идет их современное искусствоведческое наименование "иконы-таблетки"): включенные в большие серии, воспроизводившие последовательность церк. праздников, они в соответствующие дни полагались на аналое для поклонения и целования верующими. И. может быть помещена снаружи храма: на фасаде апсиды или над входом; вне храма — напр., в жилище; И. может размещаться на облачении священнослужителя, на богослужебных предметах (панагиары, дискосы и т. п.), И. может быть переносной, сопровождая человека в пути (для этого ее часто делают в виде складня), может носиться на груди (панагия). Эти различия (в нек-рой степени) связаны с различиями мат-ла и техники. Они связаны с возможным разнообразием функций И., но не затрагивают их принципиальных черт. В кач-ве И. могут использоваться произведения иск-ва после их освящения в православном храме. Зап.-европ. картины духовного содержания также могут стать И.; примером может служить иконостас дворцовой церкви в Павловске, все образы к-рого являются копиями картин зап.-европ. мастеров. Произв. Рубенса, Ван-Дейка и др. были И. в Троицком соборе Александро-Невской лавры, Екатерининском соборе Царского Села и мн. др. В 18—19 вв. многие И. для православных храмов были написаны художниками неправославного вероисповедания, получившими образование в АХ, напр., К. П. Брюлловым. Как и многие рус. храмы, воздвигнутые христианами западных конфессий (напр., соборы Моск. Кремля), И. неправославных художников, будучи освященными, становятся священны для православных.

Лит.: Голубцов А. П. Из истории древнерус. иконописи. М., 1897; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до кон. 17 в. СПб., 1903; Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. М., 1947—48; Лазарев В. И. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Каргер М. К. Древнерус. монументальная живопись. М., 1964; Лазарев В. И. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Жегин Л. Ф. Язык живописного произв.: (Условность древнерус. иск-ва). М., 1970; Раушенбах Б. В. Пространств. построения в древнерус. живописи. М., 1975; Лазарев В. И. Рус. иконопись от истоков до нач. 16 в. М., 1983; Алпатов М. В. Древнерус. иконопись. М., 1984; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989; Бычков В. В. Духовно-эстетические основы рус. иконы. М., 1995; Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика иск-ва: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об иск-ве. М., 1995. С. 219—294; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1995; Райгородский Л. Д. Беседы о рус. иконе. СПб., 1996.

Спас. Икона ок. сер. 14 в.

Спас. Икона ок. сер. 14 в.

Св. Георгий. Икона 12 в.

Св. Георгий. Икона 12 в.

Богоматерь Одигитрия. Конец 14 — начало 15 в.

Богоматерь Одигитрия. Конец 14 — начало 15 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Икона" в других словарях:

  • ИКОНА —     ИКОНА (от греч. εικών образ, изображение) один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона… …   Философская энциклопедия

  • Икона — Архангел Михаил . Работа ученика Феофана Грека. ИКОНА (от греческого eikon изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания; произведений иконописи. Культ иконы зародился во 2 в …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • икона — Образ, лик, боги, Божье милосердие. Ср. изображение …   Словарь синонимов

  • ИКОНА — (н. греч. eikona, образ). Священное изображение предметов и лиц нашего религиозного поклонения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОНА новогреч. eikona, древнегреч. eikon. Живописное изображение И.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИКОНА — жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).… …   Толковый словарь Даля

  • Икона —  Икона  ♦ Icоne    Значимый образ или образный знак. В этом смысле слово «икона» по значению близко к слову «символ», но содержит более выраженный элемент изобразительности. Символ чаще выступает в роли знака абстрактной идеи; икона – предметов… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИКОНА — (от греч. eikon изображение образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИКОНА — ИКОНА, иконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИКОНА — ИКОНА, ы, жен. У православных и католиков: предмет поклонения живописное изображение Бога, святого или святых, образ 2. | прил. иконный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Икона —         (от греч. eikon изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком… …   Художественная энциклопедия

  • Икона — (греч. eikon – изображение, образ) в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»